Основатели Depeche Mode снова объединились: «Мы — единственные люди в мире с такой коллекцией синтезаторов» VCMG — новый техно-проект Мартина Гора и Винса Кларка.
В начале недели в свет вышла пластинка двух легендарных музыкантов — бессменного композитора Depeche Mode Мартина Гора и лидера группы Erasure Винса Кларка, также стоявшего у истоков DM. Альбом их нового проекта VCMG называется «Ssss» — и это техно. Наши немецкие коллеги, как главные специалисты по техно во всем мире, взяли интервью у Гора и Кларка.
Как отреагировали другие участники Depeche Mode на ваше воссоединение? В первую очередь Дэйв Гэан, конечно.
ВИНС КЛАРК: Совсем не знаю, что об этом думает Дэйв, давно с ним не разговаривал. А Флетч (Эндрю Флетчер, клавишник-басист «Depeche Mode». — Interview) нас с самого начала поддерживал.
МАРТИН ГОР: Мне кажется, Дэйв даже не слушал пластинку.
Когда вы первый раз встретились в 1980-м году, Гэан был звукоинженером. Тогда ваша группа называлась Composition of Sound, вы выступали в общественном центре Пэддокс. Надо ему было сесть за пульт и помочь вам с новым проектом VCMG.
МАРТИН ГОР: Честно говоря, сомневаюсь, что Дэйв задумывается о музыке так же часто, как о том, как круто он выглядит...
ВИНС КЛАРК: Идея, конечно, забавная. Да и то, что первый концерт вы вспомнили, тоже смешно. Не думаю, что сегодня Дэйву понравилось бы тусоваться в техно-клубах. А мы, возможно, отправимся в диджей-турне.
МАРТИН ГОР: Точно?
Приезжайте в Берлин!
ВИНС КЛАРК: Или лучше снова в Пэддоксе сыграть!
Или в вашей старой школе в Базилдоне, где прошел первый концерт Depeche Mode!
ВИНС КЛАРК: Можем снова обклеить весь город самодельными афишами.
Помнится, вы тогда разозлились на Мартина за то, что он выступил на разогреве с другой группой, а потом переоделся и еще раз выступил с Depeche Mode.
МАРТИН ГОР: Точняк, ты тогда будь здоров разозлился!
ВИНС КЛАРК: Не на тебя, а на Роба Марлоу (Музыкант, рос в одном городе с участниками DM. — Interview) вообще-то.
МАРТИН ГОР: На него тоже, наверное. Мне недавно Дэрил Бамонт (Играл в Depeche Mode. — Interview) рассказывал, как ты потом сидел на кухне, и говорил, что посадишь меня на наркоту, если я продолжу играть в двух группах сразу.
ВИНС КЛАРК: Не-не-не, я на Роба злился.
МАРТИН ГОР: Все понятно, вот почему вы тогда две недели не разговаривали.
ВИНС КЛАРК: Точно!
Марлоу мне на днях в подробностях рассказывал, как был бойскаутом в 5th Basildon Boys.
ВИНС КЛАРК: Серьезно?
Ага.
«Ты сидел на кухне и говорил, что посадишь меня на наркоту, если я продолжу играть в двух группах сразу»
— Мартин Гор вспоминает юность с Винсом Кларком
ВИНС КЛАРК: А он не упоминал о том, как каждую субботу мы тратили карманные деньги на синглы в магазине пластинок, а потом целый день спорили, чья покупка круче?
Да-да, ему нравился Марк Болан, а вам — Саймон и Гарфанкел.
ВИНС КЛАРК: Сидели все выходные в моей комнате, Роб за пианино, я с гитарой, и пытались разучить «Pinball Wizard» The Who и «Get Back» The Beatles.
И как-то раз Флетч — тоже из бойскаутов — привел к тебе своего одноклассника Мартина Гора...
ВИНС КЛАРК: Да-да. Тогда у каждого была своя группа, и все друг с другом играли. При этом барабанщик был один на всех, звали его Питер.
Винс, какое первое впечатление произвел на вас Мартин Гор?
ВИНС КЛАРК: Скромняга. Социопат с хорошим чувством юмора. Посмотрите на него сейчас — ничуть не изменился.
МАРТИН ГОР: Чё-ё?!
ВИНС КЛАРК: Ни ка-пель-ки.
МАРТИН ГОР: А мне вот очень нравится, что я ничего про тебя сегодняшнего сказать не могу. Потому что знаю совсем немного: мы только переписывались по электронной почте, а потом встретились раз за обедом перед концертом Erasure в Лос-Анджелесе. Но точно могу сказать, что Винс, наверное, единственный человек в мире, у которого синтезаторов по меньшей мере столько же, сколько у меня. Это стало ясно уже в юности в Базилдоне, он был одержим всем, что имело кнопки и могло издавать звуки.
Видимо, поэтому и получился ваш новый проект VCMG... Обычно поздние работы больших музыкантов — это такая сентиментальная ретроспектива. А вы решили просто записать техно-альбом.
ВИНС КЛАРК: Я не из тех, кто грустит по ушедшим денькам. У меня никогда не будет последнего альбома, будет только следующий.
Мартин, мне показалось, что альбом «Ssss» немного отличается от того, что вы обычно делаете. Он-то вам лично по вкусу? Здесь и вокала нет, простое аскетичное техно.
МАРТИН ГОР: Я слушаю много техно на самом деле. Каждый день разыскиваю в интернете новые треки и ремиксы, мне в этом очень приятно копаться. Но вы верно заметили, этот альбом давно ждал своего часа. Мы над ним достаточно расслабленно работали.
Как вообще так получилось: собраться после разрыва в 30 лет и снова начать работать вместе?
ВИНС КЛАРК: За последние годы я открыл для себя минимал-техно и давно подумывал записать альбом в этом стиле. И вот сижу я как-то раз ночью в студии, слушаю две свои уже почти доделанные демки и понимаю, что неплохо было бы заниматься всем этим вместе с кем-нибудь. Вспомнил, что Мартин любит техно, страстно любит синтезаторы и различные звучки. Вот и решил ему написать и-мейл.
МАРТИН ГОР: Письмо очень простое было: «Давай запишем техно-пластинку. Никаких сроков, никто не давит». Я тоже просто ответил: «Окей».
ВИНС КЛАРК: Как только Мартин согласился, я отправил ему первые треки. Он добавил немного здесь, немного там и отправил мне обратно. Как пинг-понг, только через интернет.
МАРТИН ГОР: До того, как пластинка была готова, мы ни разу не встретились.
И техно таким получилось: как будто из кусочков состоит.
ВИНС КЛАРК: Да, как будто вместе картину рисуешь: один начинает с фона, другой добавляет дом, солнце, дерево…
МАРТИН ГОР: …и потом рано или поздно получается полноценное изображение. «Мы записывали альбом по электронной почте. Как будто играли в пинг-понг, только через интернет»
— Винс Кларк о совместной работе над альбомом «Ssss» с Мартином Гором
Вы очень долго молчали, а потом — бах, и прошлой осенью появляется ремикс Винса Кларка на Depeche Mode. Теперь выходит альбом «Ssss». Настоящие фанаты ждут следующего логичного шага: совместного альбома с Depeche Mode, больше чем через 30 лет после «Speak & Spell».
ВИНС КЛАРК: Никогда! Depeche Mode и Erasure навсегда останутся двумя отдельными проектами. Основная работа Мартина — Depeche Mode, моя — Erasure. Заниматься ремиксом и нынешним проектом было приятно, пусть все так и останется.
Мартин, а вы смогли бы работать с Винсом над совместным альбомом Depeche Mode?
МАРТИН ГОР: Мы пару недель назад встречались с Дэйвом по поводу работы над новым альбомом Depeche Mode, который выйдет в следующем году. У меня уже что-то готово, у Дэйва есть пара песен, все идет прекрасно. Мы очень много времени будем проводить в студии в Нью-Йорке, так что Винс мог бы к нам зайти.
У немцов с англичанами есть две общие музыкальные слабости: напыщенный романтический китч, типа Вагнера или Depeche Mode — и электронная музыка. Как так получилось?
ВИНС КЛАРК: Главное, что в конце всегда получается хит.
Правда странно, что два по-настоящему больших композитора за последние тридцать лет вышли из маленького и тихого Базилдона?
МАРТИН ГОР: Без понятия, как так вышло! Еще любопытнее, как на этом же квадратном километре выросли Перри Бамонт, гитарист The Cure, и певица из Yazoo Элисон Мойе.
ВИНС КЛАРК: Базилдон был спальным городишком, построенным после Второй мировой, чтобы разместить рабочих из Лондона. Жаль, но государство напихало туда кучу домов, а вот что-то веселое для людей засунуть забыло. Так что нам, детям пролетариев, оставалось самим искать себе развлечения на этих нескольких улицах. Нашли музыку. Когда вы последний раз были в Базилдоне?
ВИНС КЛАРК: Больше десяти лет назад. Приехал в основном из-за ностальгических чувств: зашел в пару пабов, посмотрел на нашу старую школу, дом, который раньше казался таким большим... На самом деле он очень маленький. Не мог даже представить, какой он маленький. А Мартин жил всего в одном квартале от меня.
Вы не о том доме, в гараже которого была первая репетиция Depeche Mode? Под кабинетом вашей мамы, из-за чего вам приходилось репетировать в наушниках?
МАРТИН ГОР: Она слышала только стук клавиш...
ВИНС КЛАРК: И голос Дэйва.
До сих пор, наверное, в наушниках репетируете.
ВИНС КЛАРК: (Смеется) Нет, теперь всегда выкручиваем колонки на полную!
Основатель лейбла Mute Дэниел Миллер рассказывал, что со времен записи первого альбома Depeche Mode ему запомнились две вещи: Винс Кларк, который день и ночь сидел за синтезаторами, и Мартин Гор, которому больше по душе было играть в приставку и есть китайский фаст-фуд.
ВИНС КЛАРК: Все так и было! Я тоже любил видеоигры. Приходишь уставший после работы и садишься играть...
МАРТИН ГОР: Я тогда работал в банке. Паршивый был из меня банкир, говоря по правде.
Что-то за 30 лет изменилось?
МАРТИН ГОР: Больше никакого китайского фаст-фуда! В Санта-Барбаре нет ни одного приличного китайского общепита.
Винс, я слышал, вы чистили самолетные туалеты, чтобы накопить на первый синтезатор. Это правда?
ВИНС КЛАРК: Это была самая грязная из всех моих дерьмовых работ. Кроме туалетов я еще должен был чистить иллюминаторы самолетов от птичьего помета.
Фото: TRAVIS SHINN. Интервью: JÖRG HARLAN.
|