Двадцать лет альбому "Violator"
Ровно двадцать лет назад, 19 марта 1990 года, на витринах музыкальных магазинов появилась притягательная обложка — черная, с красной розой. За ней скрыт новый альбом модной группы Depeche Mode «Violator», вышедший на лейбле Mute Records.
Авторитетное (!) издание Rolling Stone поставило альбому «Violator» два балла из пяти. Это никак не повлияло на бешеную популярность релиза — очень скоро он покорил мир, заставив всю планету, от Сан-Франциско до Москвы (хоть на восток, хоть на запад) танцевать под ритмы харизматичной британской четверки.
Казалось, предыдущий диск «Music For The Masses» — вершина творения DM. Однако «Violator» доказал: гении могут прыгать выше головы, могут завоевывать мир, пользуясь незатейливыми, но такими цепляющими мотивами и восхитительными текстами.
Чтобы окунуться в ту атмосферу, тот ажиотаж, который создал альбом «Violator» в девяностые, посмотрите этот репортаж LA News о молодых и прогрессивных Depeche Mode:
Всего девять песен. Но вместе они дают самый успешный альбом в истории одной из самых знаковых групп двадцатого века. «Violator» стал трижды платиновым в США и золотым (не «всего лишь золотым», не забываем о разнице в количестве населения) в родной Британии. Всего же по миру продано более тринадцати миллионов его копий.
«Violator — пик Depeche Mode: на альбоме практически нет «проходных» песен. Хотя, опять же, «непосвященным» эта пластинка чаще всего кажется лютой хернёй» — характеризует пластинку небезызвестный Луркмор.
Итак, эпопея «Violator». Действующие лица:
Фронтмен, баритон, харизма, секс группы Depeche Mode. В момент выхода «Violator» Дэйву двадцать семь лет. Он молод, амбициозен. Как и другие участники группы, постепенно слетает с катушек (а кто бы не слетел, при виде десятков тысяч фанатов на стадионных шоу). Но клиническая смерть и реабилитационные клиники будут гораздо позже. Сейчас он еще не брутален, но уже крут.
Композитор, автор текстов, тонкая и чувственная душа группы Depeche Mode. Сейчас (напомню, находимся мы в 1990 году) ему двадцать восемь лет. Ранее баловался с клавишами, но в «Violator» начались эксперименты DM с гитарами. Накануне Мартин успел отметиться сольным релизом — «Counterfeit EP» (мини-альбом с шестью каверами).
Аранжировки, клавиши (а отныне еще и барабаны), таинство группы Depeche Mode. Релиз альбома «Violator» Алан встречает тридцатилетним красавцем, полным сил и вдохновения. Интересно, мог ли он себе представить тогда, что спустя пять лет покинет DM и займется сольным проектом «Recoil»?
Клавиши, очки, обесточенный синтезатор группы Depeche Mode (примечание: британский юмор). Одногодка Мартина. Именно в альбоме «Violator» впервые прозвучит его голос, пусть и в искаженном виде. Но об этом — позже.
наковая фигура в мире режиссуры музыкальных клипов. Голландец с особым взглядом на мир. Корбайн обладает неповторимым стилем. Нога в ногу шагает с Depeche Mode. Снял все клипы для альбома Violator (шесть), за исключением альтернативной промо-версии «Enjoy The Silence». Позже все клипы к этой пластинке выйдут единым видеофильмом «Strange Too». А пока что, в 1990 году, выходит книга Корбайна о Depeche Mode — «Strangers».
Матерый саунд-продюсер в сферах альтернативного рока и пост-панка. Уже поработал с Erasure, Ministry, Soft Cell, Cabaret Voltaire, Nick Cave and the Bad Seeds и не только. Впереди — постановка звука для альбомов U2, The Charlatans, Nine Inch Nails, The Smashing Pumpkins, Goldfrapp, PJ Harvey, Sigur Ros, The Killers, Editors и другие. Но сейчас его главная гордость — «Violator».
Французский DJ и продюсер, Кеворкян считается авторитетом и чуть ли не прародителем стиля «хаус». Начинал карьеру со знатных клубов «Paradise Garage» и «Studio 54». Работал с The Cure, Kraftwerk, Eurythmics, The Smiths, Pet Shop Boys, Foreigner, Джимми Клиффом, Жаном Мишелем Жарром, Миком Джаггером et cetera.
Знаменитый музыкальный продюсер и основатель не менее знаменитого лейбла Mute Records — пристанища Depeche Mode, Erasure, Wire, Nitzer Ebb, Goldfrapp и многих других. Отъявленным меломанам знаком также под псевдонимом The Normal — под этим именем в конце восьмидесятых Миллер записал и издал сингл «T.V.O.D. / Warm Leatherette», ставший знаковым для жанра, а также концертник с Робертом Ренталом.
Технический персонал:
Инженеры: Pino Pischetola, Peter Iversen, Steve Lyon, Goh Hotoda, Alan Gregorie, Dennis Mitchell, Phil Legg. Ассистенты: Daryl Bamonte, Dick Meaney, David Browne, Mark Flannery.
***
А теперь, ladies and gentlemen, boys and girls, встречайте: альбом «Violator».
Пластинка начинается с клавишного пассажа, электронных ударных и слов Дэйва «let me take you on a trip around the world and back» (дальше, надеюсь, все знают). Цепкий, сексуальный трек. На концертах и DM-вечеринках стал культовым жест «глазки» — изображать в воздухе указательным и большим пальцами круги, растопыривая остальные пальцы.
В клипе представлена нарезка с гастролей в поддержку «Violator» «World Violation Tour», а также сцены с Дэйвом и девушкой в качестве зрителей концерта DM в автомобильном кинотеатре — в альтернативной версии клипа, вместо этого, видим всю группу в машине.
Вступает вокал Мартина Гора. На концертах «World Violation Tour» Мартин пел «Sweetest Perfection» под акустическую гитару, чаще всего — сразу после классики «Here Is The House» с альбома «Black Celebration».
Пожалуй, сегодня это самый раскрученный хит Depeche Mode. Его перепели сотни бездарей (Хилари Дафф?) и единицы талантливых артистов (Джонни Кэш? Мэрилин Мэнсон? Ричард Чиз?). На эту песню Мартина Гора вдохновила книга Присциллы Пресли «Элвис и Я» — сказание о короле рок-н-ролла Элвисе Пресли.
В 1989 году DM и Франсуа Кеворкян засели в студии в Милане. Очень скоро у них получился трек «Personal Jesus» — нечто совершенно непохожее на все предыдущее творчество «депешей». Он-то и стал первым синглом к альбому «Violator».
Под такой «революционный» сингл придумали даже особую PR-кампанию. Еще до официальной премьеры песни, в газетах поместили рекламные объявления с текстом «Твой личный Иисус» и номером телефона, позвонив по которому, можно было услышать трек «Personal Jesus».
Таким образом, можно сказать, что это был первый в мире сингл, который стал доступен в режиме streaming online — и это задолго до интернет-бума. И один из успешнейших 12''-синглов в истории музыки — все благодаря тому, что «Personal Jesus» вышел аж за полгода до релиза альбома «Violator».
Клип на «Personal Jesus» — первая работа Антона Корбайна для Depeche Mode, выполненная «в цвете».
Песня сопровождается колоритным клипом: роковой отшельник Дэйв (забавный strongest man in the universe), лиричный клоун Мартин и клоунесса (готовясь к съемкам, научились жонглировать шарами в четыре руки), Антон Корбайн с осликом, танцовщицы, таинственные люди в черном.
Новое настроение и второе дыхание песне «Halo» подарил нежный ремикс от Goldfrapp, вошедший в компиляцию «Remixes 81-04».
Осмелюсь предположить, что лишь у немногих эта песня ассоциируется с альбомом «Violator». У большинства меломанов при первых же нотах «Waiting For The Night» перед глазами возникает или огромная падающая капля и круги на воде (проекция под этот трек во время «Exciter»-тура, 2001), или уставшие но счастливые Дэйв и Мартин в обнимку (трек завершал большинство концертов тура в поддержку «Sounds Of The Universe», 2009-2010).
Мартин Гор собирался сделать из этой композиции медленную балладу — нечто подобное мы слышим в версии «Enjoy The Silence» (Harmonium). Однако Алан Уайлдер, наперекор коллеге, все-таки сделал «ETS» бодрой и танцевальной.
«Я просто вдруг почувствовал, что в медленный вариант этой песни — просто преступление, учитывая ее огромный коммерческий потенциал», — объясняет судьбоносное решение Алан.
Клип отсылает нас к сказке Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Дэйв в мантии и короне — культовый образ, в который любят вживаться самые ярые фаны. Отсылка к этому клипу также явно прослеживается в клипе Coldplay «Viva La Vida», режиссером которого тоже стал Корбайн.
Ходить по заснеженным склонам Альп — занятие не из легких. В процессе съемок клипа Дэйв сильно замерз, поэтому запасной видеоматериал снимали с большого расстояния с дублером в кадре — продюсером Ричардом Беллом. В итоге, Корбайн взял и эти фрагменты в клип.
На композицию «Enjoy The Silence» был снят и альтернативный ролик, специально для французского телевидения. Съемочной площадкой для видео стала одна из башен-близнецов Мирового торгового центра WTC в Нью-Йорке, ныне не существующего.
После «ETS» в альбоме звучит инструментальная зарисовка под рабочим названием «Crucified», мотив которой перекликается с мотивом песни DM «Dream On», которая появится в альбоме «Exciter» спустя одиннадцать лет.
Для записи «Crucified» в группе также произошли кадровые перестановки: Дэйв Гаан сыграл на гитаре, а «непоющий» Энди Флетчер записал свой вокал и обработал его электроникой.
По признанию самих DM, в процессе работы над альбомом «Violator» больше всего времени группа потратила на подбор гитарной партии для «Policy Of Truth».
В туре в поддержку альбома «Sounds Of The Universe» («Touring The Universe», 2009-2010) использовалась видеопроекция с разноцветными шариками, падающими вверх и вниз. Этот ход понравился фанам, и на концертах во многих городах, в том числе и в Киеве, они устраивали под этот трек флешмоб — надували воздушные шарики и бросались ими.
Когда-то Мартин написал песню о том, как перехватывает дыхание, когда Она одевается в черное. Времена меняются, и вот, вновь обращаясь к теме одежды, сонграйтер DM воображает красотку в синем платье.
Песня не удостоилась клипа, однако в переиздании «Violator» (remastered) представлен видеоколлаж, сопровождаемый именно треком «Blue Dress».
Выше уже было написано, что в альбоме «Violator» Мартин Гор взял в руки гитару. На этом эксперименты не закончились — для записи композиции «Clean» Алан Уайлдер впервые сел за «живую» ударную установку.
Всерьез Уайлдер подружится с барабанами уже позже, в работе над альбомом «Songs Of Faith And Devotion».
«Violator» — единственный альбом Depeche Mode, в четырех синглах к которому содержится хотя бы по одному эксклюзивному би-сайду (инструментальные композиции считаются). Всего же би-сайдов шесть — «Dangerous», «Memphisto», «Sibeling», «Kaleid», «Happiest Girl» (Jack Mix) и «Sea of Sin» (Tonal Mix).
Они все разные, все достойны внимания, но мы хотели бы субъективно выделить «Dangerous» и «Sea of Sin» (Tonal Mix). Ради этих (и некоторых других) неальбомных треков, Depeche Mode просто обязаны отправиться в какой-то сверхсекретный «B-Sides Tour». Однако на деле же эта картина возможна только в воображении поклонников.
P.S.
С альбомом Depeche Mode «Violator» связано еще много увлекательных историй. Но центробежной силой, конечно же, остается творчество, музыка.
DM достигли пика своей карьеры двадцать лет назад. Но это было только начало…
Сергей Кейн