Depeche Mode Depeche Mode Depeche Mode Depeche Mode Depeche Mode Depeche Mode * LOGIN   * REGISTER
It is currently 26.09.2018, 15:23 msk

Depeche Mode


ФОРМАТЫ ПЛАСТИНОК, АТРИБУТЫ И ТЕРМИНЫ

Reply to topic
Author Message
 ФОРМАТЫ ПЛАСТИНОК, АТРИБУТЫ И ТЕРМИНЫ
05.09.2008, 19:34 
User avatar

Country: Russia (ru)
Музыкальные форматы

Очень часто прослушивая компакт-диски, mp3 музыку мы встречаем разные, на первый взгляд непонятные обозначения - CD5*, CD3*, XLCD* Single*, LCD Single*, 5" single mix, flexypop version...

Все эти обозначения пришли к нам из времени виниловых пластинок и многие стали атрибутом XXI века и нашей цифровой эпохи. Когда-то очень давно я нашел в интернете статью с приложением, которая очень помогла мне разобраться во всем этом многообразии непонятных тогда терминов, думаю теперь она поможет и Вам.

Форматы пластинок, сопутствующих атрибутов и терминов :

7” – Seven Inch Single
пластинка диаметром 7 дюймов с записанными на ней 2 композициями. Называться может по-разному – сингл, сорокопятка, семидюймовка, семерка и т.д. На заре музыкальной индустрии синглы были 78-ми оборотными, затем на рубеже 40-50-х стали 45-ти оборотными, таковыми они и известны до сих пор. Иногда втречаются 33-х оборотные, но их гораздо меньше. Сингл содержит 2 трека: основная, заглавная вещь – A-side, и второстепенная, зачастую “не альбомная” (или т.н. “non-album track”) – В-side. Сам по себе сингл был очень удачным коммерческим носителем, поскольку в период самого расцвета сорокапяток – 50-60-е – выходило гораздо меньше альбомов, чем в последующие годы. Кроме того, соракопятки всегда были на порядок дешевле и доступнее долгоиграющих пластинок, которые порой стоили в три-четыре раза дороже – до двух фунтов вместо десяти-пятнадцати шиллингов (в 50-е).

Сингл практически всегда сопровождается обложкой (конвертом) – sleeve – которая может быть разных видов. Различают Picture Sleeve, Record Company Sleeve, Special Art Sleeve, Die-Cut Sleeve. Расшифровка этих названий будет дана ниже. До момента широкого распространения долгоиграющих пластинок (LP) сингл был самым распространенным видом музыкального носителя и оставался на музыкальном рынке самым распространенным видом сингла, до появления CD-синглов.

6” – Six Inch Single
обычный сингл, но вышедший на формате 6 дюймов и нечасто встречающийся. Содержит те же композиции, что и семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее, и может иметь несколько отличный лейбл. Особого смысла в издании синглов в подобной форме нет, и такие релизы можно рассматривать как попытку заставить коллекционеров и покупателей раскошелиться в очередной раз.

10” – Ten Inch Single
обычный сингл, но вышедший на формате 10 дюймов. Может содержать на одну композицию больше, чем семидюймовое издание. Бывает как в обложке, так и без нее. Особого смысла в издании синглов в подобной форме также нет, и данный формат можно также рассматривать как попытку заставить публику выложить в очередной раз свои деньги на прилавок.

12” – Twelve Inch Single
двенадцатидюймовые синглы получили распространение во второй половине 70-х, с появлением диско-музыки. Самые первые макси-синглы часто не имели обложек, однако, с начала 80-х, большинство двенадцатидюймовок выходило в собственных конвертах “с картинками”, благодаря чему они и нашли свое место во многих коллекциях. Cинглы-двенадцатидюймовки бывают двух видов: просто Single и Maxi Single. Если первый является фактически тем же, что и обычная семерка (только больше размером), то второй содержит дополнительный ремикс на заглавную вещь, а иногда и сам ремикс вместо оригинала. Обычно Maxi-Singles содержат от трех до пяти треков, это могут быть несколько ремиксов плюс одна-две второстепенных вещи.

78 RPM (Seventy Eights)
пластинки на 78 оборотов, для большинства коллекционеров подобные экземпляры представляют достаточно малый интерес. Во-первых, изготовленные из шеллака, они очень ломкие; во-вторых, проигрывать их сейчас проблематично с технической точки зрения; в-третьих, большинство таких пластинок содержит материал “до рок-н-ролльной” эпохи, которая представляет интерес для узкого числа специалистов. Как ни странно, но 78-ми оборотные пластинки не представляют собой большую редкость и малое их число коллекционно. Эквивалентные сорокапятки эпохи рока пользуются большим спросом, нежели чем их 78-ми оборотные аналоги (стоят они, как правило, четверть-половину суммы от стоимости эквивалентной семидюймовки).

EP – Extended Play
этот формат был очень популярен в Европе в середине 60-х, в особенности во Франции. На пластинку 7 дюймов “нарезалось” от 3 до 6 композиций (как правило 4). Пластинка обязательно сопровождалась глянцевой “твердой” обложкой с картинками. Подобные издания стоят сейчас у коллекционеров немалых денег, а в каталогах идут отдельной строкой. Со временем понятие ЕР расширилось, и теперь под ним также подразумевают пластинку 12 (реже 10) дюймов, на которой записано до 6-7 композиций на скорости 45 об/мин. Обычно такие ЕР представляют собой компиляцию новых и ранее изданных (на синглах, например) вещей. Если все композиции новые, то может именоваться как mini-LP.

LP – Long Play
"долгоиграющая пластинка" или альбом. LP печатаются на виниле диаметром 12 дюймов (реже 10) и время их звучания в среднем составляет около 40 минут. Такие пластинки появились на свет благодаря переходу в начале 50-х на скорость 33 1/3 об/мин. На одну сторону двенадцатидюймовой пластинки стало возможным записывать 20-25 минут музыки. Результат получил название “long play” и со временем LP стали одним из самых популярных видов музыкальных носителей. После окончательного воцарения компакт-диска на рынке записей этот формат изрядно сдал свои позиции, но не умер.

Autographs
к сожалению, автографы являются той самой “ахиллесовой пятой”, которую проще всего подделать. По этой причине автографированные копии пластинок стоят “чисто символически” больше, чем обычное неподписанное издание. Особенно в тех случаях, если речь идет о современном, активно концертирующем исполнителе, не мировой величины. С автографами “звезд” дело обстоит иначе. Цена многих редких пластинок “подстегивается” наличием оригинальных автографов исполнителей. Автографы Битлз или Элвиса Пресли – частые гости на Лондонских рок-аукционах. Подлинность автографа определяется путем его сравнения с оригинальной росписью исполнителя и заверяется экспертами. Некоторые дилеры требуют представления документов и доказательств того, как автограф был получен, в особенности, если его цена особо высока. Надо заметить, что подписанные фотографии Битлз, которые рассылал фан-клуб, не были реально подписаны четверкой. Хотя Ринго Старр очень любил подобные проявления славы и иногда, ради забавы, расписывался за всех четверых сразу.

NB: всевозможные лимитированные издания, как правило, подписываются, что в каталогах указывается особо.

Bootlegs
бутлеги, пластинки содержащие концертный материал или “студийные пробы и отбросы”, “репетиционный мусор”. Подобные издания не дублируют какие-либо официальные релизы, их производство, в отличие от подделок, является нелегальным и держится в строжайшем секрете, поскольку оно наносит “серьезный” финансовый ущерб крупным рекорд-компаниям. Иногда сам артист может быть вовлечен в производство бутлегов, и даже получать с этого какие-то отчисления. Стоят бутлеги недешево и, без сомнения, вызывают большой интерес коллекционеров, благодаря уникальности представленного на них материала. Популярные бутлеги периодически переиздаются различными пиратами-производителями, хотя и здесь коллекционеры предпочитают “оригинальные” издания. Например, релизы фирм “Wizardo Records”, “Trade Mark Of Quality” или “Amazing Kornyphone Label”.

Colour Vinyl
цветной винил, название говорит само за себя. “Расцвечивания” удостоился каждый из возможных пластиночных форматов. Бывает всевозможных цветов, включая прозрачный (т.н. clear) и многоцветный (т.н. multicolour). Цветной винил гораздо старше, чем многие коллекционеры могут себе представить. “В цвете” выходили еще пластинки на 78 об/мин. Время от времени цветные пластинки выпускались в 50-60-х годах. Все подобные блюзовые и рок-н-ролльные релизы тех времен сейчас являются настоящими коллекционными редкостями. На цветном виниле, преимущественно красном, было также напечатано огромное количество детских пластинок, однако такие издания раритетами не являются. В 70-х использование цветного винила приняло повальный характер. “Эпидемия” дошла до такой степени, что “расцвечивание” перестало быть гарантом покупаемости и коллекционности пластинки. Ситуация сохранилась и в первой половине 80-х, хотя на рубеже 90-х цветной винил снова стал “диковинкой”. Однако в любом случае, по сравнению с обычными пластинками, цветной винил издается в основном ограниченным тиражом, ценится выше и стоит дороже.

Counterfeit (Repro)
большое количество редких пластинок подделывается и бессовестно перепродается под видом “настоящего продукта”. Временами отличить подделку очень сложно, поэтому затруднительно давать советы в данной ситуации, в особенности, если вы не видели оригинала. Обратите внимание на наличие у пластинки матричных номеров, расцветку яблока и конверта: не слишком ли новыми и яркими они выглядят, соотвествуют ли краски, указана ли информация на торце конверта. Если пластинка – коллекционная вещь и выставляется на продажу по бросовой цене, а продавец вызывает у вас подозрения, то, скорее всего, это подделка (хотя встречаются фантастические распродажи, но это другой вопрос). В последнее время на рынке появилось множество неофициальных переизданий редких пластинок 60-70-х годов. Однако их производители (преимущественно итальянцы) вносят свои изменения на конверте и лейбле, и определить подделку не представляет никакого труда.

Export
периодически крупные британские звукозаписывающие компании печатали специальные тиражи пластинок своих, “отечественных” исполнителей для их продажи за пределами Туманного Альбиона. На родине подобные релизы неизменно становились раритетами и перепродавались коллекционерами “втридорога”. От изданий дочерних компаний данной страны подобные экспортные экземпляры могли отличаться измененным оформлением, каталожными номерами и клеймом “Manufactured in Great Britain”. Например, альбомы команды Level 42, предназначенные для продажи в Японии, выходили просто без имени группы на конверте, но со специально придуманными для этого названиями. Вся причина в том, что сочетание цифр 4 и 2, произнесенное по-японски, означает слова “смерть” или “смертный”, что никак не связывалось с группой и её прямопротивоположной музыкой.

Flexi Disc
гибкий диск. Такие пластинки были самыми разнообразными по цвету, но практически неизменным оставался их формат – 7 дюймов. Гибкие грампластинки появились на свет в самом начале 60-х, во Франции, в качестве звуковых иллюстраций к различного рода изданиям. Flexies были одним из самых дешевых и самых популярных музыкальных носителей, который можно было, без особых опасений за его сохранность, вложить в журнал или газету. Flexies были широко распространены как разовое (или регулярное) бесплатное звуковое приложение к различным музыкальным изданиям (журналы “Flexipop” в Англии и “Кругозор” в СССР), в частности, независимым. Как эксклюзивное издание для членов различных фан-клубов (рождественские пластинки Битлз). Как дешевые лимитированные издания независимых фирм грамзаписи. Крупные рекорд-компании использовали flexies как промо-материал, представляя будущие релизы и бесплатно прилагая их к другим пластинкам (фирма “Harvest”). Единицы гибких пластинок коллекционны. Во многих случаях, их тестовые копии, отпечатанные на обычном черном виниле, стоят в 3-4 раза дороже, чем окончательный коммерческий “гибкий” вариант!

Gold Discs
наградные диски, которые вручаются звукозаписывающей компанией аристам, чьи пластинки разошлись определенными тиражами. Различают: серебряные, золотые и платиновые диски, соответствующие определенному числу проданных копий. На самом деле, подобных наградных дисков изготовлялось гораздо больше, чем кто-нибудь может себе представить. Тем не менее, на коллекционном рынке они – “редкие гости”, и чаще всего выставляются на аукционах, нежели чем продаются за фиксированную цену. В большинстве случаев они имеют вполне “земные” цены – порядка сотен фунтов. Наиболее ценными считаются диски, врученные непосредственно самим музыкантам, но это большая редкость. Продукция компаний, предлагающих Вам сделать “Золотой Диск Вашего Любимого Артиста”, имеет малое ко всему этому отношение и вообще никак не котируется.

Interview Discs
законы о соблюдении авторских прав в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах Америки не распространяются на “живое слово”. Таким образом, пластинки с записями интервью того или иного исполнителя может выпускать кто угодно и как угодно, невзирая на то, что у самого артиста может быть сейчас свой контракт. Например, компания BAKTABAK специализируется на издании подобных интервью-дисков (очень симпатично оформленных). Некоторым такие пластинки могут показаться серьезным коллекционым материалом. На самом деле, мало коллекционеров всерьез интересуются подобными изданиями, и их “коллекционная” цена практически не превышает рыночной стоимости. Исключением являются пластинки, изданные компанией артиста как “промо-материал”. Но даже в таких случаях пластинки с записями интервью редко превышают в цене промо-диски, содержащие музыку.

Matrix number
матричный номер, который имеет каждая пластинка и который находится на виниловом поле в районе сбега звуковой дорожкой, недалеко от яблока. Иногда этот номер оказывает неоценимую помощь при определении и уточнении пластинки. Большая часть номера представляет собой каталожный номер фирмы, это жизненно необходимая информация, особенно в случае тест-прессинга, когда оба лейбла пластинки могут быть абсолютно белыми. Отдельные цифры, как правило, дают информацию о “клейме”, которым печаталась пластинка. (“Matrix” – так называется сама “форма” или “лекало”, с которого делалось “клеймо”). В некоторых случаях в процессе допечатки тиража версии песен заменялись, соответственно менялся и матричный номер. Таким образом, иногда пользуясь только этой информацией можно без прослушивания идентифицировать различные версии одной и той же композиции. Теоретически, матричные номера позволяют определить первую печать тиража пластинки и более поздние издания, каталожные номера которых одинаковы.

В случае английских изданий, матричные номера штамповались машиной, а рядом могли помещаться один-два слогана или послания, нацарапанных “от руки”. В особенности этим славилась одна из первых английских независимых фирм “Stiff”. По определенным фразам, речевым оборотам и почерку этих дружеских напутствий можно также получить дополнительную информацию о пластинке. Например, о звукоинженере.

Mispressed records
если музыка, записанная на пластинке, не соответствует тому, что заявлено на конверте и лейбле, то можно с уверенностью сказать, что вы имеете дело с пластинкой-опечаткой. Это одна из самых распространенных ошибок и происходит она в тех случаях, когда фабрика-изготовитель одновременно штампует несколько различных пластинок. Отдельные партии виниловых “заготовок” могут случайно попасть не под тот пресс. Это так же справедливо для тех пластинок, одна сторона которых “правильная”, а вторая – “ошибочная”. Подобные экземпляры являются, естественно, “диковинками”, но стоят они недорого. Исключения составляют самые собираемые артисты – Битлз и некоторые другие. Опечатки характерны и для компакт-дисков – циркулирует масса компактов, звуковое содержание которых не имеет ничего общего с информацией, напечатанной на самом диске и на этикетках.

Очень часто пластинки сопровождаются лейблами правильными, но неверно наклееными. Диски могут иметь на обоих сторонах этикетку А (или В), могут быть потеряны обе этикетки, А и В могут быть перепутаны. Этикетки могут содержать грамматические опечатки или ошибочную информацию. Подобные казусы на стоимости пластинки сильно не отражаются, если отражаются вообще, хотя бы потому, что их очень просто воспроизвести на подделках. Если лейбл пластинки не попал на свое место по центру, но пластинка тем не менее играет, то такие диски являются не опечатками, а простым браком и не представляют никакой ценности.

Picture Disc (PD)
дословно “диск с картинкой”. Представляет собой одну из самых интересных разновидностей пластинок – на каждую сторону диска (или на одну из них) нанесено изображение, поверх которого “нарезаны” дорожки. Пластинки изготавливаются в 2 слоя с использованием ломкого прозрачного пластика, поэтому диски получаются толстыми, тяжелыми и недолговечными. Первое такое “колесо” увидело свет в 1933 году в Америке. Это была пластинка формата 10 дюймов на 78 об/мин, на которой была записана вещь “Cowhands Last Ride” в исполнении Jimmy Rodgers. Впоследствии было издано еще какое-то количество подобных декоративных дисков, но все они отличались неудовлетворительным качеством записи, что плохо отражалось на продажах. Первые “рок-диски с изображением” вышли на рубеже 60-70 годов. Ими стали альбомы Curved Air “Air Conditioning” и Saturnalia “Magical Love”. Качество записи было также очень плохое, поскольку фактически, это было две односторонних гибких пластинки, наклеенных на картонку с изображением. С конца 70-х, “диски с картинками” прижились и, несмотря на то, что качество записи по-прежнему прежнему уступало оригинальному черному винилу, они нашли свое место во многих коллекциях, став элементом оформления. Пик популярности Picture Discs пришелся на восьмидесятые годы, эпоху расцвета new wave. Множество новых романтиков и их современников – Billy Idol, Frankie Goes To Hollywood, The Stranglers, Thompson Twins, etc – издавалось на таких дисках, выбор был огромен. Этот носитель удостоился особого внимания со стороны металлистов – каждая уважающая себя “металлическая” команда имеет в своей дискографии несколько подобных экземпляров. Такие “колеса” можно вешать на стену, здорово смотрятся семи- и десятидюймовки, еще лучше – двенадцати, совсем потрясающе выглядит Shaped Picture Disc.

Private Pressings
пластинка, которую группа по разным причинам самостоятельно финансировала, записывала, выпускала и продавала. Подобным образом была выпущена масса синглов эпохи пост-панка. Однако в действительности под этим термином подразумевают большое количество “прогрессивных” (и тому подобных) альбомов, изданных в 70-е годы. Большинство таких изданий перепродается коллекционерами за сумасшедшие деньги. Фактически, столь высокие цены есть результат ведения дел несколькими дилерами-специалистами. По крайней мере, споры об истинной стоимости этих пластинок до сих пор ведутся. Тем не менее, коллекционеров стоит предупредить, что данная область – настоящая “русская рулетка”, в особенности, если речь идет о вложении внушительной суммы денег.

Shaped Disc
виниловый диск, имеющий своеобразную, отличную от круглой, форму. Такие пластинки встречаются самых разных форм и расцветок, в том числе и “с картинкой” (в этом случае они обозначаются как Shaped PD) и имеют определенную коллекционную ценность. Это любимый формат звукозаписывающих компаний для издания интервью. Первыми Shaped PD стала серия синглов Police, изданная в США. Синглы имели форму полицейских значков, и к ним прилагались специальные картонные коробочки. По разным причинам Shaped PD не издавались широко до 1982-83 года, но в дальнейшем выпуск подобных пластинок стал одним из самых распространенных рекламных ходов многих звукозаписывающих компаний. Подобно обычным “дискам с картинкой”, Shaped PD часто просто вешают на стены в специальных прозрачных пакетах “для красоты”. Надпись в каталогах и журналах Uncut Shaped PD означает тот же самый “диск с картинкой”, только круглый, двенадцатидюймовый, с прозрачными “необрезанными” полями и дорожками, “нарезанными” под 7 дюймов. Такие копии стоят примерно раза в 3 больше, чем окончательный, “обрезанный” вариант.

Split
пластинка, стороны которой поделены между двумя исполнителями. Бывает различных форматов – 7, 10 и 12 дюймов, а артисты обычно “сходны” по жанру. Если в 50-60-е годы такие пластинки были обычным явлением, то в наши дни они встречаются в большинстве случаев в promo-виде. Нередкое явление – тройные BBC Transcription Discs в split-варианте с двумя артистами.

Transcription Disks
эти пластинки крайне редко указываются в справочниках и каталогах, но тем не менее, являются очень раритетными и коллекциоными позициями. Музыкальные программы ВВС записывались на пластинки (а впоследствии и компакт-диски) с целью их дальнейшего распространения по радиостанциям. Такие диски очень просто было использовать для радиовещания. По большому счету, практически все значимые исполнители 80-х и 90-х присутствовали на этих пластинках, имея хотя бы по одной стороне своих записей. Также широко представлены артисты 70-х, у рок-коллекционеров большой популярностью пользуются записи программы “In concert” Radio 1. К сожалению, сами ВВС не санкционируют продажу таких пластинок, также они не предоставляют никакой информации или дискографии, что значительно препятствует их продаже. Тем не менее у коллекционеров подобные релизы не задерживаются и уходят из расчета 50-60 фунтов за штуку как минимум. Исключением из правил являются самые популярные артисты. Например, пластинка Битлз “Beatles at The Beeb” была продана за 500 фунтов. Естественно, циркулирует огромное число подделок и бутлегов. Так что, если подобная вещь вдруг попадет Вам в руки, то заметим, что любой черно-белый лейбл ВВС – подделка, оригинальными цветами были зеленый с белым (или зеленый с желтым). Также подделки могут иметь “правильные” цвета самого яблока, но затертые матричные номера.

Sleeve
конверт, в котором (естественно) хранится пластинка. Нет нужды говорить о том, что поврежденный (или отсутствующий) конверт серъезно снижает стоимость издания в целом. Главное правило: конверт отвечает половине стоимости пластинки, сам носитель – другой половине. Исключением является тот случай, когда “обычная” пластинка сопровождается “необычным” конвертом, который и “несет” на себе основную часть коллекционной стоимости. Такие случаи в каталогах отмечаются отдельно. Конверты бывают нескольких видов: art sleeve, record company sleeve, picture sleeve, die-cut sleeve.

Die-Cut Sleeve (или Cut Out Sleeve)
так называют “жесткие” конверты с отштампованными вырезами. Подобные обложки характерны для пластинок различных форматов, а сами вырезы могут быть как отштампованными под лейбл пластинки, так и являться элементами оформления конверта.

Fold Out Sleeve
обложка пластинки, выполненная без склейки отдельных частей и раскладывающаяся подобно картам укрепрайонов Генштаба. В развернутом виде такой конверт представляет из себя плакат, постер или что-то вроде того. По сути дела, это и есть плакат, в который “заворачивается” пластинка. Для семерок такая упаковка может также иметь название wrap around cover.

Gatefold Sleeve
конверт, открывающийся наподобие книги. Периодически использовался в 50-60-х годах при издании альбомов мега-звезд, чтобы придать оформлению “еще больший шик”. Примерами тому являются пластинки Элвиса “Golden Records” и “Elvis Is Back”, Синатры “Sinatra-Basie” и Битлз “Beatles For Sale”. В середине 70-х подобные развороты стали “общим местом” и превратились в необходимый элемент оформления диска. Вместе с падением интереса к прогрессивному року в конце 70-х, развороты потеряли свою актуальность и использовались в основном при издании альбомов и сборников супер-звезд. В настоящее время подобные конверты используются как для одиночных пластинок, комплектов (пластинка + постер, вкладка и.т.д.), так и для двух пластинок и различных limited edition изданий.

Inner Sleeve
внутренний конверт пластинки. Он может быть выполнен как из жесткой, так и из обычной бумаги. Обычно внутренние конверты используются в альбомах и содержат тексты вещей, фотографии и дополнительную информацию. У синглов Inner Sleeve встречаются нечасто.

Insert
вкладка в пластинку. Подобно Inner Sleeve, она также может быть выполнена как из жесткой, так и из обычной бумаги. Вкладки также содержат тексты вещей, фотографии, дополнительную информацию или рекламу звукозаписывающей компании. У синглов вкладки также встречаются редко.

Picture Sleeve
дословно “конверт с картинкой”. Picture Sleeve является неотъемлемой частью пластинки, а так же своего рода маленьким произведением искусства. Подобные конверты сопровождали большинство европейских семерок (с незапамятных времен), некоторые американские синглы, а со второй половины 60-х годов они появились и в Британии. С 1978 года в Англии стало обычной практикой выпускать первые несколько тысяч копий сингла с обложкой. В этих случаях коллекционеры ищут издания с картинками и мало интересуются синглами без обложек. Конверты у одного и того же сингла в зависимости от страны могут быть разными. Также оформление конвертов может изменяться в связи с более поздним переизданием диска (например, на другом лейбле). Необходимо заметить, что особенности оформления обложек для SP, EP и LP помогают определить оригинальность издания.

Record Company Sleeve
“фирменный” конверт рекорд-компании, которой была издана пластинка. Такие конверты применялись повсеместно на заре индустрии звукозаписи, а позже – для упаковки 7-дюймовых синглов. Обычно на таких конвертах печатался логотип компании, реклама и прочее. В конверте был сделан специальный круглый вырез под лейбл пластинки, на котором была напечатана вся необходимая информация. Большинство синглов 50-60-70-х годов коллекционеры предпочитают именно в фирменных конвертах, но их отстуствие не сильно влияет на стоимость пластинки. Репродукции оригинальных рекорд-обложек можно свободно приобрести, чем многие и пользуются.

Special Art Sleeve
оригинальная обложка пластинки, которая дает мизерную информацию о фирме-производителе и музыке, записанной на диске. Оформление конверта настолько минимально, что его никак нельзя назвать “picture sleeve”.

Push-Out Center (Optional Center)
стандартное отверстие в центре сорокопятки диаметром 7,24 мм. могло быть увеличено простым выдавливанием средней части до 38,24 мм. Подобное “новшество” было введено для того, чтобы диск, купленный в Англии, мог спокойно проигрываться в музыкальных автоматах в Старом и Новом Свете. Самые ранние сорокопятки имели треугольный центр – triangular center – благодаря которому теперь можно определить оригинальность синглов конца 50-х, позднее переизданных с теми же каталожными номерами. Большинство компаний использовало tri-centers до конца 1959 года, заменив их впоследствии на круглые (благодаря фирме “London”). Однако “Capitol” использовал круглые центры еще с 1956 года. Отказываться от Push-Out Center стали во второй половине 60-х с целью “способствовать автоматизации печати пластинок”. Пластинки с “литым” центром получили название Solid Center.

Box Set
коробочное издание, которое может содержать как минимум одну-две пластинки, так и дополнительно синглы, значки, стикеры, книжки, постеры, открытки, вкладки и прочее (максимум не ограничен). Вариантов коробок существует масса. Например, для “шумовой” культуры характерны коробки “LP Box + object”. Под “объектом” подразумеваются некие предметы, которые помогают лучше понять концепцию альбома в целом.

Double Pack
“двойная упаковка” – хороший метод рекорд-компаний заставить покупателя купить две пластинки по цене, допустим, полутора штук. Иногда это ограниченные издания, которые могут содержать редкий материал. Аналогично существуют и другие “пэки” (тройные, четверные и прочие).

Limited Edition
ограниченный или так называемый “лимитированный” тираж, которым издавалась часть дисков. Вариаций может быть великое множество – от наличия дополнительных вещей, разноцветного винила и пронумерованных копий, до добавления второй пластинки и измененной обложки. А две пластинки вместе – это уже Double Pack.

Obi Strip
этот термин очень часто встречается в каталогах, где присутствуют японские релизы. Сугубо японское изобретение, позволяющее моментально отличить такое издание от других. Практически все японские издания продаются со специальной узкой бумажной или полиэтиленовой полоской, запаянной в кольцо вокруг конверта или закрепленной на торце обложки пластинки. Сделано это специально для внутреннего рынка, поскольку оформление японцы в большинстве случаев оставляют неизменным и печатают всю информацию о диске на японском языке как раз на obi strip.

Shrinkwrap
так называют оберточный целлофан, в который на заводе упаковывают диски. Комментарии к состоянию диска вроде “factory sealed” или “original shrinkwrap” означают то, что эта пластинка никогда не проигрывалась, что указывает на её гипотетически идеальное состояние.

Еще одна категория изданий, которые практически недоступны массовому музпотребителю на первичном рынке, но доступны на вторичном, и любыми путями доступны коллекционерам. Это так называемые промо-диски – promo disks – рекламные (промоутерские) издания, имеющие целью предварительную “раскрутку” материала. “Раскрутка” происходит на радиостанциях, среди журналистов, крупных воротил шоу-бизнеса, в магазинах, на презентациях и т.д., в общем, среди тех, кто этим бизнесом занимается. Промо-диски не предназначены для продажи – они остаются собственностью звукозаписывающей компании, поэтому содержат специальный штамп или стикер, гласящий: “Not For Sale!” (на самом деле “For Sale”, и еще как).

Существуют различные виды промо-дисков:

Demo
демонстрационные копии или демо – первые отпечатки пластинки, используемые как образцы для “раскрутки” потенциально коммерческих изданий. Интерес коллекционеров сосредоточен на тех демо-копиях, которые имеют свой, “особый” промо-лейбл. Иногда это может быть в виде нескольких слов, дополненных к оригинальному яблоку: “Demonstration copy. Not for sale!”. Более заманчиво выглядели демо-лейблы в 60-х годах. “Пятаки” промо-синглов фирм Pye, Decca, Brunswick и других фирм отличались по цвету от обычных семерок, а хитовая сторона пластинки отмечалась большой буквой A. Стоимость демо-копий широко варьируется в зависимости от “собирательности” и “редкости” артиста. Демо-копии альбомов менее распространены. Как правило, это обычный диск, но с наличием штампа или стикера “promo” (вариант: “promotional (demo) copy, not for sale”) на самом диске и (или) конверте. Иногда такой диск имеет тот же серийный номер, что и его регулярный “собрат”, но иногда им присваиваются и “свои” номера. Обложка ничем не отличается или может отличаться незначительно.

Специальное promo издание
диск, изданный специально для промоутерских целей, который серьезно отличается от обычного demo. Самые распространенные отличия – дополнительные треки и измененное оформление обложки. Печатаются такие пластинки очень и очень ограниченными тиражами, к тому же некоторые вещи выходят только на подобных изданиях, поэтому последние имеют особую коллекционную ценность. Пластинки могут иметь так называемый “white label” – белое яблоко на самой пластинке.

DJ Copy
промо-диск, предназначенный для ди-джеев, который может содержать одну и ту же версию вещи на обеих сторонах (обозначается как double A-sided). Обычно, это виниловые издания 12 дюймов, реже – 10 дюймов, еще реже – 7. Подобная дискриминация объясняется тем, что более крупные форматы проще “крутить” на вертушках. Встречаются также специальные DJ LP, также обозначенные, как double A-sided. В большинстве случаев пластинка имеет все-таки различные А и В стороны, а обозначение говорит только об их “равноправности” при раскрутке.

Radio Promo
промо-диск, изданный специально для радиостанций. Содержит, как правило, один и тот же трек на обеих сторонах (если это пластинка), или один трек, без В-стороны (если это CD). Если оригинал вещи слишком длинный для радиоэфира (что нередко встречается), то тогда на radio promo содержится специальная укороченная версия, обозначаемая либо radio edit (radio version), либо single version (short version). Конверты могут быть стандартными (так называемый custom sleeve) или их может не быть вообще. Gatefold-конверты для promo double pack, как правило, отсутствуют и двойные диски идут в одном конверте. А сами конверты сопровождаются стикером, на котором крупно указана длительность каждой стороны пластинки, что необходимо для радиоэфира.

Acetate
эти диски представляют собой особую категорию пластинок. Ацетатные односторонние (очень редко двухсторонние) диски изготовлялись, как правило, из твердого, хрупкого пластика или металла (с тонким виниловым покрытием). Они выпускались для использования внутри рекорд-компаний, хотя иногда имели promo лейбл. Их назначение – промежуточный результат, попытка представить, как будет звучать пластинка. Тиражи таких дисков составляли десятки, максимум сотни штук, поэтому они являются одними из самых дорогих. Особый интерес для коллекционеров представляют диски, содержащие неизданные вещи или варианты композиций, которые серьезно отличаются от окончательного коммерческого релиза.

Testpressings
предтиражные, обкаточные тестовые пластинки. Еще один вид “промежуточных” дисков, но уже на стадии выпуска пластинки. От окончательного варианта альбома они могут отличаться. Например тем, что имеют другую обложку (или вообще не имеют), другой порядок и состав композиций. Часть тиража подобных дисков вопреки строгому контролю не уничтожается и попадает на вторичный рынок. Ввиду своей численной ограниченности ценятся так же высоко, как и acetate.

(использованы выдержки из статьи ПРОФЕССОРа & A GENT FRED "Словарь к статье "Кое-что о семерках, синглах, SP, ЕР, flexies, костях, ребрах и журнале Кругозор")

* - CD5 - это обозначение 5-тидюймового CD сингла. Стандартный CD в диаметре чуть меньше 5-ти дюймов. CD3 - трехдюймовый CD сингл. LCD - лимитированное издание, как правило, распространяемое по почте, через фан-клубы и Интернет, соответственно XLCD - экстра лимитированное CD издание.


 
TOP
  
 
Depeche Mode
 НОСИТЕЛИ и ФОРМАТЫ
05.09.2008, 20:06 
User avatar

Country: Russia (ru)
НОСИТЕЛИ и ФОРМАТЫ

Грампластинка
Грампластинка — аналоговый звуковой носитель. Представляет собой диск из пластмассы (первоначально из шеллака), на каждой поверхности которого отштампована спиральная канавка. Неровности этой канавки изображают звуковые колебания. Формально слова «грампластинка» и «грамзапись» являются сокращениями от «граммофонная пластинка» и «граммофонная запись», но поскольку граммофоны давно уже никто не использует, то эти сокращённые термины стали существовать независимо.

На протяжении XX века грампластинка была важнейшим аудионосителем. Главным её преимуществом было удобство массового тиражирования путём штамповки.

В настоящее время грампластинки использует довольно узкий круг любителей.

В основном выпускались пластинки диаметром 30, 25 и 17,5 см (12", 10" и 7"). Изредка встречались и другие размеры — 12, 15, 23, 28, 33 см (5", 6", 8", 9", 11", 13").

Большинство пластинок были жёсткими, но выпускались и гибкие (нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение).

Частота вращения могла быть 78, 45, 33(1/3) и 16(2/3) об/мин.

Лейблы звукозаписи
Лейбл звукозаписи (англ. Record label) или сокращённо просто лейбл — это торговая марка, созданная компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и видеозаписей на носителях разных форматов, среди которых виниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD и др. Название происходит от бумажной этикетки (англ. Label), содержащей общую информацию о записи, наклеиваемой на центр виниловых пластинок.

Компакт-кассета
Компакт-кассета (или просто кассета, аудиокассета) — аналогово-цифровой носитель. Приминялся для записи цифровой и аудиоинформации. По причине своей относительной дешевизны долгое время (в 1990-е годы) были самым популярным аудионосителем, но впоследствии были вытеснены компакт-дисками.

Запись производится на магнитную ленту, которая поделена на две (моно) или четыре (стерео) звуковых дорожки (у кассеты 2 стороны — с каждой доступна одна или две дорожки).

Компакт-кассеты различаются по качеству и составу магнитной ленты (железо, оксид железа 2, оксид хрома 2), а также по её длине (и, соответственно, вместимости кассеты; вместимость обычных компакт-кассет достигала 90 минут аудиоинформации — по 45 на каждой стороне).

Компакт-диск
Компакт-диск («CD», «CD-ROM», «КД ПЗУ») — оптический носитель информации в виде диска с отверстием в центре, информация с которого считывается с помощью лазера. Изначально компакт-диск был создан для цифрового хранения аудио (т. н. Audio-CD), однако в настоящее время широко используется как устройство хранения данных широкого назначения (т. н. CD-ROM). Аудио-компакт-диски по формату отличаются от компакт-дисков с данными и CD-плееры обычно могут воспроизводить только их (на компьютере, конечно, можно прочитать оба вида дисков). Встречаются диски, содержащие как аудиоинформацию, так и данные — их можно и послушать на CD-плеере, и прочитать на компьютере. С развитием mp3 производители бытовых CD-плееров и музыкальных центров начали снабжать их возможностью чтения mp3-файлов с CD-ROM'ов.

Аббревиатура «CD-ROM» означает «Compact Disk Read Only Memory» и обозначает компакт-диск как носитель информации широкого применения (в отличие от аудио-компакт-диска). «КД ПЗУ» означает «Компакт-диск, постоянное запоминающее устройство». CD-ROM’ом часто ошибочно называют привод для чтения компакт-дисков.

DVD
DVD (ди-ви-ди, англ. Digital Versatile Disc или Digital Video Disk) — носитель информации в виде диска, внешне схожий с компакт-диском, однако имеющий возможность хранить бо?льший объём информации за счёт использования лазера с меньшей длиной волны, чем для обычных компакт дисков.

DVD-Audio
DVD-Audio — цифровой формат DVD диска, созданный специально для высококачественного воспроизведения звуковой информации. Диск формата DVD-Audio позволяет записывать фонограммы с различным числом звуковых каналов (от моно до 5.1).

Поддержка многоканального звука является важным преимуществом DVD-Audio перед предыдущими форматами. Наличие 5 колонок позволяет позиционировать звуки в трехмерном пространстве, что дает две новые возможности : точная передача акустики помещения и создание новых звуковых образов за счет сплетения спецэффектов с самим музыкальным содержанием. Человеческий слуховой аппарат различает направление звуков не только слева-справа, но и сзади-спереди (а так же, в меньшей степени, сверху-снизу), именно поэтому двух аудио каналов недостаточно для имитации объема.

Звук на диске может иметь 16-, 20- или 24-х битовое квантование, а также частоты дискретизации 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4 или 192 кГц. (С частотой дискретизации 176.4 или 192 кГц могут быть записаны не более двух звуковых каналов.)

Существуют две версии формата DVD-Audio: просто DVD-Audio — только для звукового содержания и DVD-AudioV — для звука с дополнительной информацией.

Звуковые дорожки в формате DVD-Audio располагаются в каталоге Audio_TS диска.

MP3
MP3 (или, более точно, англ. MPEG-1 Layer III — третий (звуковой) слой формата кодирования видео MPEG первой версии) — лицензируемый формат файла для хранения аудио-информации.

На данный момент Mp3 является самым известным и популярным из распространённых форматов цифрового кодирования звуковой информации. Он широко используется в файлообменных сетях для передачи музыкальных произведений. Формат может проигрываться на любой операционной системе (например, в последних версиях Windows даже имеется уже встроенный кодек), а также поддерживается некоторыми моделями музыкальных центров и DVD-плейеров.

MP3 разработан рабочей группой института Фраунгофера MPEG (англ. Motion Pictures Expert Group — группа экспертов в области кинематографа) состоящей из Джонсона, Штолла, Деери и Бранденбурга. Принцип работы основан на теореме Котельникова-Шеннона.

Основой разработки MP3 послужил экспериментальный кодек ASPEC (Adaptive Spectral Perceptual Entropy Coding).

В этом формате звуки кодируются частотным образом (без дискретных партий); есть поддержка стерео. Mp3 является форматом сжатия с потерями, то есть часть звуковой информации, которую по теории ухо человека воспринять не может или воспринимается не всеми людьми, из записи удаляется безвозвратно. Степень сжатия указываемую можно варьировать, в том числе в пределах одной записи (одного файла). Интервал возможных значений составляет 8 (худшее качество) — 320 кбит/c. Для сравнения, поток данных с обычного аудио компакт-диска составляет около 1400 кбит/c.

Считается, что запись с плотностью 128 кбит/c подходит для музыкальных произведений, предназначенных для прослушивания большинством людей. Для записи разговоров можно использовать и меньшую плотность. В реальности качество сжатия Mp3 зависит не только от битрейта (количества килобит в секунду), но и от кодирующей программы (кодека). В том числе и поэтому на данный момент принято кодировать файлы с плотностью 192 кбит/c.

Считается что Mp3 не достаточно хорош для профессионального использования музыкантами и DJями из-за того, что данные сжимаются с потерями, а также не все программы могут закодировать музыкальные композиции без артифактов. При этом формат вролне подходит для распространения демо композиций или иных способов «раздачи» своей музыки из-за повсеместной распространённости проигрывателей.

Mp3 является лидером по распространенности, но при этом не является лучшим по техническим параметрам. Например, существуют форматы, позволяющие получить сравнимое качество при меньшей плотности. Также в формате Mp3 отсутствует режим кодирования без потерь англ. lossless, подходящий для профессионалов. Для домашней музыкальной коллекции (когда нет необходимости проигрывать композиции на музыкальном центре или распространять их через интернет) можно воспользоваться конкурирующими форматами.

Сингл
В музыке синглом (SP, Single Play) называют короткую (обычно 10 минут или менее) запись, обычно состоящую из одного или двух треков на одной стороне (A-side, сторона А), часто к ним добавляют записи на другой стороне (B-side, сторона B) (обычно ремиксы или другие песни, которые называт би-сайдами). На некоторых синглах обе стороны могут быть A-side, (double A-side) (знаменитый пример — сингл «Strawberry Fields Forever/Penny Lane» группы «The Beatles»), в которых обоим трекам дают одинаковую значимость. Иногда, название сингла не совпадает ни с одной песней на нём (нет заглавной песни) — например «Closer to God» проекта «Nine Inch Nails».

При старом формате записи «трека 1» не было, так как диск сам по себе был двухсторонним (виниловая пластинка), так что разница между между стороной А и стороной Б была для рекламы (сторону А чаще крутили на радио). На CD-синглах — определённый порядок треков, так что даже на сингле с двойной A-стороной один из треков будет первым (В этом смысле при переходе от винила к CD суть названия A-side/B-side тоже как бы оказалась в стороне). Записи, на которых более 2 сторон А, называют уже не синглами, а EP (Extended play, мини-альбом, миньон).

Главные треки (и иногда би-сайды) синглов обычно берутся с альбома (или того, который недавно вышел, или того, который вот-вот выйдет), и сингл выпускают частично для раскрутки и рекламы предстоящего альбома. Также выпускают неальбомные синглы. Обычно выпускают от 2 до 4 синглов с альбома.

На синглах часто помещают «radio edit» (радио-версию) or «single edit» (сингловую версию) главной песни, которая отличается от оригинальной записи длительностью (укороченной под формат радио), или изменённым вокалом/инструментами/аранжировкой.

В качестве би-сайдов иногда берутся песни, которые по каким-то причинам не попали на альбом, а просто были записаны на той же сессии или примерно в это же время, и при переиздании альбома, такие песни иногда добавляют в качетве бонус-треков. Но иногда такие песни вообще никогда более не выходят официально (в отличие от переиздания альбомов на CD), и би-сайды с виниловых пластинок являются редкостями.

Во времена «винила» синглы выпускали на пластинках диаметром 17,5 см (7").

Extended play
EP (сокр. от англ. Extended play — расширенная запись) — записи на виниловых пластинках или компакт-дисках, которые слишком длительны, чтобы называться синглами, но слишком короткие, чтобы относиться к полноценным альбомам. Обычно альбом имеет восемь или более записанных композиций (общей продолжительностью от 30 до 60 минут), сингл — одну или две (5-15 минут), EP — от четырех до восьми (длительностью от 15 до 35 минут). Некоторые музыканты, особенно во времена виниловых пластинок, выпускали альбомы, которые отвечают современному определению EP (например, «Close to the Edge» группы Yes или «Dirty Mind» от Prince).

Синглы с ремикшированными версиями композиций не относят к EP, кроме случаев, когда на них не записаны другие песни (гибрид EP и сингла). Название релиза «EP» часто неправильно истолковывается, так как первоначально этим именем называли синглы продолжительностью дольше обычной, хотя сейчас так чаще всего называют более короткие чем обычно альбомы. Действительно, именем «EP» часто называют «мини-альбомы».

Музыка
Музыка (греч. искусство муз) — искусство интонации; музыкальное произведение. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал(звук музыкальный) — отдельные звуки или звуковые комплексы (гармонические последовательности, ритмические фигуры, мелодические интервалы, лады, тональности, сонорные эффекты и т. п.), организуемый в высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренние переживания человека со слуховыми впечатлениями (художественный образ).

Аналоговый сигнал
Сигнал, функция которого является непрерывной. Часто называется непрерывным сигналом.

Сигналы, форма которых является гармонической функцией, называются гармоническими. Гармонические сигналы представляют особый интерес для радиотехники и акустики.

Звук
Звук — в широком смысле — волновые, механические колебания воздуха или другой упругой среды; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека и животных. Считается что человек слышит звуки в диапазоне от 16 Гц до 20 000 Гц (другими словами молекула воздуха совершает от 16 до 20000 колебаний в секунду) . Звук ниже дипазона слышимости человека называют инфразвуком, выше до 1 МГц — ультразвуком, от 1 МГц до 10 ТГц — гиперзвуком.


Скорость звука — скорость распространения звуковых волн в среде.

В газах скорость звука меньше, чем в жидкостях.

В жидкостях скорость звука меньше, чем в твердых телах.

В воздухе при нормальных условиях скорость звука составляет 330 м/с.

В воде скорость звука составляет 1500 м/с.

В твердых телах скорость звука составляет 2000—6000 м/с.


 
TOP
  
 
Depeche Mode
 
03.04.2010, 22:15 
User avatar

Country: Russia (ru)
Словарь музыкального сноба.

Бутлег. Диск (как правило, концертный), выпущенный без разрешения правообладателя. Единственная разновидность аудиопиратства, к которой терпимо относятся заинтересованные лица. В конце концов записанный из-под полы на мини-диск концерт Бритни Спирс купят разве что самые упёртые фанаты.


Velvet Underground. Нью-йорская богема, выкормыши Энди Уорхолла, выпустившие свой первый альбом в 1966 году, тот самый, на обложке которого красуется "уорхолловский" банан. Своими монотонностью, примитивизмом и цинизмом сильно отличались от пафосных и завороченных рок-групп того времени. Та пластинка продалась тиражом всего в 10 тыс. экземпляров, но, как гласит известная поговорка, каждый из людей, её купивших, в дальнейшем создал собственную группу. Такие известные люди, как Лу Рид, Джон Кейл, Нико, - все они были её участниками.

Серж Генсбур.
При жизни Генсбур выкидывал разные кунштюки: сжёг в прямом эфире 500-франковую купюру; был чуть не побит ветеранами Сопротивления за регги-версию "Марсельезы"; наконец, появился в полуголом виде с собственной 14-летней дочерью Шарлоттой в клипе "Lemon Incest".


Грув. "Ска - это слово из трёх букв, и в этом слове заложен грув", - поёт Сергей "Шнур" из группы "Ленинград". Далее по контексту понятно, что грув - это что-то хорошее. Но вот что? Комментарий Бориса Назарова (Moscow Grooves Institute): "У слова "грув" два значения. Во-первых, это дорожка на виниловом диске. Во-вторых, грув - ритм-секция, которая заставляет танцевать". Добавлю, что ещё это один очень известный ди-джей. Но вот какой из грувов всё-таки заложен в слове "ска", остаётся не ясным. ;)

Даб. Более тормозной и "укурочный" вариант ямайского реггея с более тяжёлыми басовыми линиями и неумернным использованием эффекта "дилей" (альбом "No Protection" от Mad Professor, испортившего целый альбом Massive Attack). Название происходит от слова "double" - имеется ввиду "дубль два" обычного реггей-трека, своего рода ремикс. Королями даба были Ли Перри и Кинг Табби, а его белым пропагандистом Билл Ласвелл. Родившись как маргинальная музыка обкуренных растаманов из пригорода Кингстона, сегодня даб стал очень модным стилем умных белых мальчиков.

Даунтемпо. Даунтемпо - это размытое определение для всякой медленной и расслабленной элек. музыки, которое не вписывается в торговый ярлык "трип-хоп", но крутится где-то рядом.

Драйв. Это слово, которым обожают спекулировать музыкальные журналисты, обозначает некую нематериальную субстанцию. Никто не может доказать, что драйв существует, однако он есть. Либо нет. Можно быть музыкантом-виртуозом, но драйва не выдавать. А можно знать всего три аккорда, но пронимать слушателя до печёнок. Это и есть рок-н-ролл.

Джон Зорн - фигура в музыке, сопоставимая по значимости с Львом Толстым в литературе. Неутомимый музыкальный авангардист, виртуозный пропагандист "радикальной еврейской культуры", киноман, посвящавший свои альбомы Годару, Уолтеру Хиллу и японскому гей-порно. Дискография Зорна, насчитывает многие десятки названий.

Индастриал. "Индустриальная" музыка была изобретена в 20-х годах прошлого века итальянским футуристом Маринетти, исполнявшим свои опусы при помощи авиадвигателей (записей, к сожалению, не сохранилось). В дальнейшем на службу прекрасному были поставлены и пылесосы (легендарные англичане Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire), и замысловатые метталические конструкции (немцы Einsturzende Neubauten и прибалты Zga), и бог знает что ещё. Позднее всё это промышленное хозяйство заменили сэмплерами, а брак старорежимного индастриала с гитарным звуком окрестили индастриал-роком: Die Krupps, Ministry, Nine Inch Niles, Rammstein. Лохи же по-прежнему называют индастриалом Depeche Mode и немецких последователей.

Инди. От слова "индепендент" (независимый) - обозначало важнейшее явление 80-х, целый пласт музыки, которая издавалась на небольших рекорд-лейблах, свободных от диктата мейджоров. Восьмидесятые были золотым временем "движения независимых", когда казалось, что они серьёзномогут потеснить гигантов рекорд-индустрии. Маленький лейбл Mute раскрутил Depeche Mode, лейбл Creation - Oasis. К 90-м всё рухнуло: какие-то лейблы были скуплены мейджорами, какие-то артисты тоже переметнулись к ним, да и сама музыка по большому счёту вышла из моды. Сейчас независимых представляют скорее электронные артисты, но их называть так уже не принято.

Кавер. "Батт-Хед, а что такое кавер?" - "Ну ты дебил, Бивис! Это когда какой-нибудь чувак поёт чужую песню!" - "А-а, понятно... То есть это когда Eurythmics поют эту, как её... "Sweet dreams are made of this!"..Да?"- "Баклан, это же их песня! Это Мэнсон её перепел!" - "А-а, точно... а если я в ванной пою "Oops, I did it again..."? Это кавер?" - "Э-э... Ну ты же не записываешь на плёнку!" - "А-а, ну да..."

Джордж Клинтон. Очень большой человек. Второй после Джеймса Брауна, патриарх фанка. В 70-е руководил одновременно двумя группами - психоделическими Funkadelic и более танцевальными Parliament. Современную танцевальную сцену без него представить невозможно, он - один из главных объектов бесстыжего сэмплирования. Современная публика его почти не знает, хотя и в последние годы он записывал под собственным именем великолепные пластинки.

Комбэк. Транскрипция английского слова "возвращение", тупо перенесённая на нашу почву. На музыкальном сленге означает второе рождение позабытого артиста, вернувшегося на сцену с новым материалом и новым имиджем. Как извесно, рано или поздно возвращаются все. Хотя "меньше всего мне нужны твои комбэки".

Краут-рок. Термин, употребляемый для обозначения немецкой музыки хиппистской эры. В принципе может обозначать всё что угодно, от ранних опытов Kraftwerk и электронных медетаций Tangerine Dream до авангардного рока таких групп, как Can, Neu и Faust. Последние, у которых, собственно, и была песня под названием "Krautrock" ("Капустный рок").

Крунер. Это старомодное словцо постепенно уходит в историю - вместе с теми, кого оно обозначает. Английский глагол croon переводится как "петь или говорить в нежной, мурлыкающей манере, мягким интимным голосом". В 30-е крунерами стали называть поп-исполнителей, записавших красивые повествовательные песни. Дальше понятие постепенно размывалось: в число крунеров попадали все, кто в одиночку пел пронзительные песни о любви: Синатра, Том Джонс, Энгельберт Хампердинг, Марк Алмонд, Том Вэйтс. А главный русский крунер, конечно же, Иосиф Кобзон.

Билл Ласвелл. Всеядный и фантастически плодовитый представитель нью-йорского музыкального андерграунда, интеллектуал и трудоголик, имя которого (в разном качестве - от басиста и исполнителя до владельца лейбла) можно найти на сотнях пластинок. Ласвелл - основатель легендарной группы Material, переигравшей едва ли не все музыкальные стили - от панка до фанка, от фьюжн и джаз до хип-хопа. Настолько же разнообразен список артистов, с которыми Ласвелл успел пороботать за годы сольной деятельности: Дэвид Бирн, Мик Джаггер, Джон Зорн, Йоко Оно, Питер Габриэль, Лори Андерсон.


Лаунж. Дословно - "отдых, бесцельное времяпрепровождение". Музыка, под которую теоретически нужно лежать в шезлонге и потягивать через трубочку "Пинаколаду" или
"Секс на пляже". Обычно лаунж представляют этаким ни к чему не обязывающим звуковым фоном - оркестровые обработки известных хитов, бессловесные и безымянные мелодии, Джеймс Ласт, Поль Мориа, Лес Бакстер, Combustible Edison и т.п. На самом деле это циничная подстава - музыки, которую не нужно было бы слушать, в природе нет. Вот и сидят любители лаунджа, внимая с умным видом переливам экзотических инструментов и не подозревая, что стали объектом самого большого надувательства в музыкальной истории!


Лоу-фай. Крайне популярное течение в американском альт-роке 90-х. В противовес всезаполняющему "хай-фаю" (группа, поющая: "Лето подовай!", отношения к теме не имеет) - "хай фиделити", "высокому качеству звука" - представители лоу-фая отличаются крайне пренебрежительным отношением к богатству звуковой палитры. Имена: Beat Happening, Pussy Galore, Sebadoh, Pavement, Guided By Voices, Лиз Фэйр. Впрочем, главная задача выступающего в этом жанре артиста - показать, что хоть он и играет на трёх аккордах, на самом деле хоть на скрипке, хоть на фортепьяно, хоть на валторне сможет. Лучше всех это получается у Бека, самого известного лоуфайщика.


Луп. От английского "Loop" - "петля". Многократно повторяемый музыкальный фрагмент (нередко чужой), избавляющий от необходимости играть что-нибудь вручную.
Любимая забава электронщиков и хип-хопперов.


MC. Тот, кто читает рэп. Самая распространённая расшифровка - Master of Ceremonies; также встречаются Microphone Controller и Mic Checka. Считается, что корни термина идут ещё с Ямайки, откуда в Америку приехала традиция уличных тусовок под фанк и реггей. Очень хорший пример взаимодействия MC и ди-джея в режиме live - в клипе Beastie Boys "Three MCs and One DJ".



Малькольм Макларен. Более всего известен как человек, открывший, раскрутивший и разваливший Sex Pistols, - папаша панка, одним словом. Однако этот гениальный авантюрист сделал ещё много чего - подарил поп-миру хип-хоп, который случайно нашёл, забредя в Южный Бронкс, первым стал записывать альбомы, не умея играть ни на одном инструменте, первым сделал поп-обработки вальсов и оперных арий. Денег, правда, на всём этом особо не заработал. "Бабло", как всегда, досталось другим - тем, кто пошёл по его стопам.

Мастеринг. Производимые над уже записанной музыкой в высшей степени загадочные манипуляции. Предположительная цель - достижение максимально возможного качества
звука. Лет через десять после мастеринга у приличных людей принято повторять те же действия в другой студии, называя их ремастерингом.

Меллотрон. Примитивный синтезатор 60-х годов, клавиши которого при нажатии активировали содержащиеся в нём магнитофоные петли. В 70-х годах активно использовался
в диско-музыке для имитации струнных. Теперь за этими допотопными машинами охотятся модники-фанаты ретрозвука.

Минус один. Концертная фонограмма без вокала. Передовое средство механизации труда музыкантов - парится один воколист, остальные же упоённо изображают игру на
инструментах, становясь в героические позы или вовсе не выходят на сцену. Метод творчески переосмыслен в 80-е годы немцами из Modern Talking, освободившими от тяжких
трудов и певца, после чего был с охотой взят на вооружение российскими поп-музыкантами. И правда, негоже одному за всех отдуваться... :)

Морриси. Поп-звёзды обычно теряют фамилию, но Стивен Морриси предпочёл избавиться от имени. Вокалист легендарной английской группы The Smiths, которую многие
считают лучшей рок-командой восьмидесятых, волоокий красавец, подозрительно похожий лица необщим выраженьем на Вячеслава Бутусова. Знаменит неумением играть ни на одном музыкальном инструменте и склонностью к сочинению песен о несчастной любви и несовершенстве мироздания в целом. После распада "кузнецов(ых)" выпустил несколько сольников - без особого, впрочем, успеха - но остаётся одним из самых "горячих" концертных исполнителей в Великобритании.

Олд скул. Конец 70-х. Грандмастер Флэш, Кёртис Блоу, Африка Бамбата, Sugarhill Gang... Музыка, ещё совсем недалеко ушедшая от фанка, очень простые рифмы с минимум агрессии и максимумом жизнерадостности - это и есть "старая школа". Которая закончилась уже в середине 80-х - на Run DMC и Beastie Boys. А когда на свет вылезли злые и беспредельные niggaz with attitude, про old school уже никто не вспомнил.

Ли "Скрэтч" Перри. Забытый широкой общественностью, но высоко ценимый музыкантами и критиками гуру реггея и даба. Отличался невероятной эксцентричностью и приверженностью к тёмным афро-карибским культам. В рание 70-е на Ямайке в собственноручно оборудованной студии The Black Ark сделал множество революционных реггей- и даб-записей, пока, не обкурившись до чёртиков, не спалил её дотла. Так же собственноручно. После чего бежал в Европу, обосновавшись в итоге в Швейцарии. Дискография Ли "Скрэтч" Перри содержит множество десятков постоянно переиздающихся, альбомов. Его магический голос можно услышать на альбоме "Hello Nasty" Beastie Boys, безусловных музыкальных снобов.

Пост-рок. Термин, словно бы иллюстрирующий известную строчку Б.Г. про то, что "рок-н-ролл мёртв, а мы ещё нет", обозначил радикальное экспериментальное движение, возникшее в середине 90-х годов. Приставка "пост" должна подчеркнуть широту явления, не умещающегося в тесные шоры традиционного рока. Лицами пост-рока стали чикагская команда Tortoise, сбившая революционный коктейль из даба, эмбиента, классического минимализма, прогрессивного рока и электроники, и лондонские леваки Stereolab, пропитывающие свои коллажи из рок-н-ролла, босса новы и лаунжа марксистской идеологией.

Раггамаффин. Коротко - рагга; разновидность реггея, получившая своё название от прозвища ямайской молодёжи. Своего рода ямайский рэп, когда на местных танцплощадках MC с характерными "бармалейскими" интонациями читал под ди-джейские ритмические подкладки. Взлетел на вершину популярности после того, как подешевели и стали широко доступны синтезаторы Casio. Первой записью в стиле раггамаффин считается сингл Уэйна Смита "Under Me Sleng Teng" (1985).



Саунд-чек.
Если музыканты проводят перед концертом саунд-чек - проверку звука, настройку инструментов, - это хороший признак. Значит, скорее всего, они будут играть вживую. Побывать на саунд-чеке иногда интереснее, чем на самом выступлении: можно посмотреть, как ведут себя музыканты, послушать, как они переговариваются. А главное, что между саунд-чеком и самим концертом всегда есть некоторое время, которое можно с пользойдля души и тела провести в баре, буфете или кафе напротив.

Сессионный музыкант. Если ваш барабанщик не держит ритм, гитарист не попадает в ноты, а клавишник путает диез с бемолем, самое время приглашать сессинных музыкантов. Таковыми, как правило, бывают люди талантливые, а впоследствие часто и знаменитые (Джимми Пэйдж, например). Особо популярны сессионные умельцы в наших пенатах - Крис Кельми лет десять назад пригласил даже сессионного вокалиста Вадима Усланова, за которого открывал рот под песню про ночное рандеву, из-за чего случился небольшой скандал.

Скрэтч. На чёрном сленге "деньги", а в музыкальной теории - тот самый "вжик-вжик", который делает ди-джей, придерживая пластинку рукой. Изобрёл ди-джей "старой школы" (см. Олд скул) Гранд Визард Теодор. В домашних условиях повторять не рекомендуется, так как приводит к порче пластинки.

Стандарт.
Джазовый термин, прекочавший в поп-музыку. Песня или инструментальная пьеса, способность исполнить которую доказывает профпригодность музыканта. Иногда знание "вечнозелёного" стандарта спасает жизнь, как в сериале про Жеглова (А "мурку" можешь?").

Сэмпл. "Батт-Хед, а что такое сэмпл?" - "Ну ты дебил, Бивис! Это когда чувак берёт какой-нибудь звук и вставляет его в свою песню!" - "А-а... а как он его берёт?" - "Записывает, баклан! Ну, или берёт из какой-нибудь другой песни!" - "А-а... а это может быть любой звук?" - "Ну да, упырь!" - "Тогда приготовься, Батт-Хед: сейчас ты услышишь сэмпл звука, который издаёт моя задница!"


Трибьют.

"Батт-Хед, а что такое трибьют?" - "Ну ты дебил, Бивис! Это когда одни чуваки собираются и отдают долг какому-нибудь другому чуваку!" - "Долг? Это значит, что они ему денег были должны?" - "Баклан, долг в смысле музыки!" - "Типа, он сыграл, а они ему не заплатили?" - "Это значит, что они играют его песни, урод!" - "А-а... а разве это не кавер?" - "Трибьют - это когда много чуваков играют песни другого чувака!" - "А-а... а кто же тогда кому должен?" - "Отвали, баклан!" - "Батт-Хед, давай я тебе спою, а ты мне будешь должен доллар!"

Джа Уоббл.
Лондонский гуру спиритуального даба, музыкант с неповторимым стилем игры на басс-гитаре, наречённый от рождения Джоном Уордлом. Но однажды вечно молодой и непременно пьяный Сид Вишес не справился с произнесением сложного имени своего лучшего друга, в результате чего Джон стал Джа Уобблом. Он был басовым фундаментом легендарных Public Image Limited. Уйдя из группы на пике известности, Уоббл начал сольную карьеру; к настоящему времени он записал 23 альбома в диапазоне от реггей-даба и фьюжн до этнической и чисто экспериментальной музыки. С Уобблом сотрудничали Шинейд О'Коннор, Гэвин Фрайдей, Наташа Атлас, Брайан Ино и другие, а сам он гостил со своим уникальным басом на альбомах The Orb, Primal Scream, Bomb The Bass, Дэвид Холмс, Билл Ласвелл.


Скотт Уокер.
Один из величайших сонграйтеров мира, автор красивых и мрачных лирических текстов, исполнитель, обладающий божественным голосом, повлиявшим на стиль Брайана Ферри и Дэвида Боуи. Он начал творить в родной Америки в конце 50-х годов, на заре своей половой зрелости. Но тогда его знали как подростка-звезду Скотти Энгеля; Скотт Уокер появился уже в Британии, в середине 60-х, с образованием коллектива The Walker Brothers. Группа просуществовала до конца 60-х; сольную деятельность Скотта Уокера можно определить - очень приблизительно - как "психоделический поп". 70-е и 80-е годы стали для Уокера годами затворничества и молчания, прерываемого редкими альбомами, не имевшими коммерческого успеха. В 1999-м Уокер вновь вернулся в мир ради французского режиссёра Лео Каракса; Скотт написал саундтрек к болезненному шедевру "дикого ребёнка" Лео "Пола Х".

Фидбэк.
По-русски говоря, акустическая завязка - непрятный звуковой эффект, знакомый посетителям любых концертов, - это когда "свистит" микрофон. Поскольку у вокалистов голоса частенько бывают слабенькими, чуствительность микрофона разгоняют настолько, что он заводится (начинает себя "слышать") от колонок.

Эйсид-джаз. Термин, изобретённый в конце 80-х лондонским ди-джеем Джайлсом Петерсоном. Обозначает музыкальный стиль, работающие в котором исполнители либо занудно сэмплируют старые джазовые пластинки фирмы Blue Note, либо столь же занудно пытаются сыграть их живьём.


 
TOP
  
 
Depeche Mode
 
04.04.2010, 12:22 
User avatar

Country: Russia (ru)
Очень интересная информация!Кое что знал,ну и естественно много нового узнал! Очень поучительно,особенно когда то Бивиса с Батт-хедом угарал..


 
TOP
  
 
Depeche Mode
Reply to topic

COMMUNITY » my little universe » LP / MC / СD / DVD


  

Depeche Mode


Depeche Mode DEPECHE MODE
"Spreading the News around the World"
© 2008-2018 community.depmode.com